От комиссариата финансов до финансового управления
Финансовое ведомство Ставрополья 1918 – 1997
1 января 1918 г. общегубернское народное собрание приняло в Ставрополе декрет о власти. Собрание избрало губернский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и исполнительный комитет.
Совет народных комиссаров состоял из 9 комиссариатов, каждый из которых руководил определенной отраслью хозяйства; в их числе был комиссариат финансов. Первым комиссаром по делам финансов Ставропольской губернии был Соломон Моисеевич Ратнер. В ведение комиссариата финансов входили податная комиссия и кредитование. Комиссариат ведал составлением общегубернской сметы расходов и разработкой вопросов о способах их покрытия. Ставропольский губсовнарком просуществовал до 21 мая 1918 г.
22 мая 1918 г. решением заседания исполнительного комитета Ставропольского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был утвержден финансовый отдел при губернском исполнительном комитете, которому были переданы функции комиссариата финансов. Губфинотдел состоял из финансовой коллегии.
В июле 1918 г. Ставропольская губерния была занята белогвардейцами, и губисполком, вместе с ним и финотдел, были эвакуированы, а 30 сентября 1919 г. ликвидированы.
29 февраля 1920 г. Красная Армия заняла Ставрополь. Советская власть приступила к созданию временных революционных комитетов в населенных пунктах губернии.
Весной 1920 года старые финансовые органы – казначейства и казенные палаты – прекратили свое существование.
С 25 марта 1920 года главным финансовым органом Ставропольской губернии стал финансовый отдел губернского революционного комитета, создание которого было узаконено распоряжением Комиссариата финансов Северного Кавказа от 6 апреля 1920 года «О создании губернских финансовых отделов».
Согласно Положению о губернских и уездных финансовых органах, губфинотделу вменялось в обязанности «объединение и единообразное направление на местах финансового, налогового, сметного и кассового дела, общее руководство им». В его функции входило ведение всех финансовых операций, сосредоточение капиталов и доходов бывшей губернской земской управы. Через финансовый отдел проходили все денежные поступления. Заведующим губфинотделом в 1920-м г. был Ефим Соломонович Кунин.
30 марта 1921 г. на IV губернском съезде Советов был избран Ставропольский губисполком. Финансовый отдел стал подчиняться губисполкому и именоваться следующим образом – финансовый отдел исполнительного комитета Ставропольского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заведующим губфинотделом в 1920-1922 гг. был Анатолий Иванович Оптовцев.
2 июня 1924 г. на основании Постановления ВЦИК из бывшей Ставропольской губернии был образован Ставропольский округ с центром в г. Ставрополе. В связи с административной реорганизацией губфинотдел был ликвидирован, а его функции с июля 1924 г. переданы окружному финансовому отделу (окрфо). Окружной финансовый отдел составлял окружной бюджет, утверждал районные и городские бюджеты, взимал доходы, контролировал исполнение местных бюджетов.
Отдел подчинялся Управлению финансов Северо-Кавказского края с центром в г. Ростове-на-Дону. Во главе его находился заведующий, утвержденный комиссаром финансов Северного Кавказа.
Окрфо прекратил свою деятельность на основании постановления Северо-Кавказского крайисполкома от 7 августа 1930 г. «О ликвидации округов и окружных учреждений». Новая административно-территориальная система предусматривала деление Северо-Кавказского края на районы. С августа 1930 г. функции окрфо были переданы Ставропольскому районному финансовому отделу.
Постановлением Президиума ВЦИК от 10 января 1934 г. территория Северо-Кавказского края была разделена на Азово-Черноморский край с центром в г. Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край с центром в г. Пятигорске, образован организационный комитет Советов, который выполнял функции местного Совета до утверждения крайисполкома.
I пленум крайисполкома 11 января 1935 г. утвердил структуру и кадры крайисполкома. Финансовый отдел являлся подразделением крайисполкома и одновременно входил в систему Министерства финансов РСФСР. Заведующим крайфинотделом был назначен И.П. Нудьга.
Краевой финансовый отдел руководил работой районных и городских финансовых отделов, функционирующих на территории края. Основной задачей отдела являлось выполнение утвержденных бюджетов края – краевого, районных, городских, сельских и поселковых.
5 мая 1935 года г. Ставрополь был переименован в г. Ворошиловск (до 1943 г.)
14 марта 1937 г. Постановлением ВЦИК СССР Северо-Кавказский край переименован в Орджоникидзевский (до 12 января 1943 г.). 26 мая того же года центр края определен в г. Ворошиловске.
С 1937 г. официальное название крайфо – финансовый отдел исполнительного комитета Орджоникидзевского краевого Совета депутатов трудящихся.
Во время Великой Отечественной войны финансовая система не претерпела серьезных изменений в структуре и функциях.
В годы Великой Отечественной войны, в августе 1942 года, финансовые органы края были эвакуированы вглубь страны. По распоряжению управляющего Ставропольской краевой конторой госбанка М. Поляничко, филиалы банка в районах были обязаны не допустить захвата врагом денежных средств, но при этом отделения госбанка выезжали последними из подлежащих эвакуации районных организаций, после производства расчетов по эвакуации со всеми хозяйствами и предприятиями, и только по распоряжению местных руководителей.
Положение осложнялось тем, что затраты на развитие хозяйства росли, а некоторые источники доходов с окончанием войны сократились (отменен военный налог, прекратились денежно-вещевые лотереи, снизились платежи населения по подписке на заем, уменьшилась сумма сельхозналога). Тем не менее, показатели бюджета 1949 года превысили довоенный период почти в 3 раза.
Собственно, становление краевой финансовой системы, близкой к современному понятию, пришлось на 1940-е годы, после образования Ставропольского края и окончания Великой Отечественной войны.
С 1943 г. официальное название крайфо – финансовый отдел исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся (крайисполком).
Первым руководителем, возглавившим финансовый отдел Ставропольского крайисполкома, был Майоров Георгий Васильевич. На период его руководства краевой финансовой системой (1939 - июль 1941 гг. и 16.12.1943 – октябрь 1949 гг.) выпал самый сложный и трагичный период – Великая Отечественная война и восстановление разрушенного войной хозяйства. Это потребовало огромных усилий от финансовых органов края, которые в тесном контакте с другими государственными органами искали и находили необходимые для этого средства. С июля 1941 г. по декабрь 1943 г. Майоров Г.В. работал заместителем председателя исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся.
С августа 1941 г. по декабрь 1943 г. заведующим Ставропольским краевым финансовым отделом Ставропольского крайисполкома был Квитченко Петр Максимович.
С 1950 по 1969 год краевой финансовый отдел Ставропольского крайисполкома возглавлял Фролов Сергей Андреевич. В эти годы бюджетная система края оказывала активное воздействие на мобилизацию в народном хозяйстве денежных накоплений, на более полное использование внутрихозяйственных резервов и экономию в производимых расходах.
Вырос объем валового регионального продукта, который использовался для повышения уровня благосостояния жителей края. Значительно усилилась социальная ориентация экономики. Начался перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования, выросли масштабы общественного производства, улучшились важнейшие экономические показатели.
В соответствии с решением крайисполкома № 870 от 14 декабря 1962 г. «Об изменениях в административно-территориальном делении Ставропольского края» в крае образованы сельский и промышленный краевые Советы депутатов трудящихся. Структурное деление финансовых отделов обоих исполкомов было абсолютно идентичным.
Вскоре нецелесообразность разделения органов власти и управления стала очевидной и с 1965 г. финансовый отдел крайисполкома вновь руководит бюджетной и финансовой деятельностью всего края.
Ежеквартально среди финансовых органов края подводились итоги соцсоревнования. Финансовые работники уделяли повышенное внимание не только усилению экономической и контрольной работы, но и выявлению возможностей дополнительного выпуска товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, улучшения ассортимента выпускаемых товаров.
За многолетнюю безупречную работу С.А. Фролов награжден правительственными наградами: двумя орденами «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак Почета», тремя медалями.
С 1969 по 1987 годы руководство краевой финансовой системой Ставропольского края осуществлял Иван Миронович Лысенко.
В 1970-х годах в крае были выполнены по доходам бюджеты каждого города, района, сельского и поселкового Совета, а также краевой и Карачаево-Черкесской области бюджеты. При этом следует отметить, что финансовая помощь из республиканского бюджета бюджету края не перечислялась.
Сбалансированность бюджета края достигалась за счет передачи регулирующих республиканских налогов, таких как налог с оборота, подоходный налог с населения, подоходный налог с колхозов.
Ежегодно, начиная с 1976 года и по 1982 год, финансовый отдел Ставропольского крайисполкома неоднократно выходил победителем по результатам работы за квартал во Всесоюзном социалистическом соревновании финансовых органов краев и областей. В 1981 году был награжден переходящим Красным Знаменем Министерства финансов СССР и Центрального комитета профсоюза работников госучреждений, Почетной грамотой ВЦСПС за достижение высоких результатов во Всесоюзном соревновании за повышение эффективности и качества работы.
За многолетнюю и безупречную работу в органах финансовой системы И.М. Лысенко награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, в 1981 году ему было присвоено Почетное звание «Заслуженный экономист РСФСР».
Решением 3-ей сессии краевого Совета народных депутатов от 2 декабря 1982 г. и приказом финансового отдела № 101 от 3 декабря 1982 г. краевой финансовый отдел преобразован в финансовое управление крайисполкома.
В переходный к рыночным отношениям период финансовое управление администрации Ставропольского края возглавлял Михаил Павлович Максименков (с июня 1987 по сентябрь 1993 года).
В 1987 году твердый народнохозяйственный план трансформировался в государственный заказ, полностью обеспеченный финансовыми и материальными ресурсами. Расширились права предприятий в использовании прибыли, проводились мероприятия по повышению заработной платы, увеличились государственные отчисления на социальные нужды. Но, с другой стороны, рост доходов населения во многом происходил за счет сокращения доходов бюджета, ослабевает контроль за финансовыми потоками в экономике, углубляются бюджетные диспропорции.
В переходный к рыночным отношениям период все увеличивающаяся инфляция дезорганизовала производство, затруднила проведение экономической политики. Неравномерный рост цен усилил диспропорции между отраслями экономики, обострил проблему реализации товаров на внутреннем рынке Ставропольского края. В этот период с целью решения продовольственной проблемы вводится ограничение на вывоз сельхозпродукции за пределы Ставропольского края.
В тоже время, администрация Ставропольского края изыскивала возможности для поддержки социально незащищенных категорий населения. В связи с роспуском КПСС, все денежные средства краевого комитета КПСС были направлены на оказание помощи детям-сиротам и инвалидам, детям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и других экологических воздействий, многодетным и малообеспеченным семьям и на другие мероприятия по социальной защите детей. В 1992 году финансовое управление Ставропольского крайисполкома преобразовано в финансовое управление администрации Ставропольского края.
С 1 октября 1993 по 1 марта 1997 года финансовое управление администрации Ставропольского края возглавлял Чащихин Алексей Николаевич. Разбалансированность финансовой системы этого периода была основной проблемой. Необходимо было находить источники покрытия дефицита краевого бюджета. В этом направлении финансовое управление проводило совместную работу с Государственной Думой Ставропольского края. В итоге впервые перестали брать деньги из Центрального банка и перешли к экономическим методам регулирования покрытия бюджета, то есть перешли к заимствованию. В стране начал функционировать рынок государственных ценных бумаг.